филиал МКДОУ "Крутогорский детский сад" - Рижский детский сад, село Большая Рига

«Здоровье сбережение и здоровье сберегающие технологии, как важнейшее условие педагогического процесса».

 «Здоровье сбережение и здоровье сберегающие технологии, как важнейшее условие педагогического процесса».

 Морозова Н.Н., старший воспитатель филиала МКДОУ «Крутогорский детскийсад» - Рижский детский сад.

Тема по самообразованию: Внедрение новых форм методической работы, какусловие совершенствования деятельности ДОУ.

«Здороье сбережение издоровье сберегающие технологии, как важнейшее условие педагогического процесса».

 

 Человек – совершенство природы.Но для  того,  чтобы он  мог  пользоваться благами  жизни,  наслаждаться ее  красотой,  очень важно  иметь  здоровье. «Здоровье – не  все,  но без  здоровья – ничто»,  –  говорил  мудрый Сократ. 

Здоровье  детей и  их  развитие – одна  из главных  проблем  семьи и  детского  сада. Здоровье  детей  за последние  годы  имеет устойчивую  тенденцию  к ухудшению.

И  речь  идет не  только  о физическом,  но  и психологическом  здоровье.  Неблагоприятное  экологическое состояние  окружающей  среды, предельно  низкий  социально-экономический  уровень жизни  населения  страны привели  в  снижению защитно-приспособительных возможностей  организма.  Это и  хронические  простуды, и  ухудшение  зрения, сколиоз,  а  в результате  отсутствия  культурных человеческих  отношений – детские  неврозы. Как  сделать,  чтобы ребенок  не  терял здоровье?  Как  сделать, чтобы  сохранить  и укрепить  здоровье  детей? Здоровье  детей – забота  всех. Более  того,  оно обусловлено  общей  обстановкой в  стране.  Поэтому проблему  здоровья  детей надо  решать  комплексно и  всем  миром. Вряд  ли  можно найти  родителей,  которые не  хотят,  чтобы их  дети  росли здоровыми.  Ну,  а каков  он,  по вашему  мнению,  здоровый ребенок?  Прежде  всего, если  он  и болеет,  то  очень редко  и  ни в  коем  случае не  тяжело.  Он жизнерадостен  и  активен, доброжелательно  относится  к окружающим  его  людям –  взрослым  и детям.  Положительные  эмоциональные впечатления  преобладают  в  его  жизни, тогда  как  отрицательные переживания  переносятся  им стойко  и  без вредных  последствий.  Развитие его  физических,  прежде всего  двигательных,  качеств происходит  гармонично.  Нормальный, здоровый  ребенок  (это самое  главное!)  достаточно быстр,  ловок  и силен.  Суточный  режим его  жизни  соответствует индивидуальным биоритмологическим  и  возрастным особенностям:  это  оптимальное соотношение  бодрствования  и сна,  периодов  подъемов и  спадов  активности. Неблагоприятные  погодные  условия, резкая  их  смена здоровому  ребенку  не страшны,  т.к.  он закален,  его  система терморегуляции  хорошо  тренирована, поэтому,  как  правило, он  не  нуждается в  каких-либо  лекарствах. Благодаря  рациональному  питанию и  регулярным  занятиям физкультурой  такой  ребенок не  имеет  лишней массы  тела.  Конечно, здесь  дан  «портрет» идеального  здорового  ребенка, какого  в  жизни сегодня  встретишь  не часто.  Однако  вырастить и  воспитать  ребенка, близкого  к  такому идеалу,  –  задача вполне  посильная.  Воспитать ребенка  здоровым  –  это  значит с  самого  раннего детства  научить  его вести  здоровый  образ жизни.  Компоненты  здорового образа  жизни:

* рациональный  режим;

* систематические физкультурные  занятия;

* закаливание;

* правильное  питание;

* благоприятная психологическая  обстановка  в семье – хорошие  дружеские  отношения, доверие  и  взаимопонимание,  желание поделиться  своими  проблемами с  близкими  людьми, возможность  найти  поддержку и  помощь,  совместное проведение  досуга.

Использование здоровьесберегающих технологий. 

Здоровьесбережение:

· Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного  дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения  здоровья  субъектов  педагогического  процесса  в  детском  саду:  детей,  педагогов  и  родителей.

· Здоровьесберегающий  педагогический  процесс  ДОУ – в  широком  смысле  слова – процесс  воспитания  и  обучения  детей  дошкольного  возраста  в  режиме  здоровьесбережения  и  здоровьеобогащения;  процесс,  направленный  на  обеспечение  физического,  психического  и  социального  благополучия  ребенка.

Основные  принципы  здоорвьесберегающих  технологий:

· принцип природосообразности:  соответствие  педагогического  влияния  природе  ребенка;

· принцип  социосообразности:  создание  приемлемых  социальных  условий  для  успешного  развития  и  саморазвития  ребенка;

· принцип  амбивалентности:  организация  педагогического  влияния,  согласованного  с  изменчивыми  средовыми  и  внутренними  условиями;

· принцип  любви  в  обучении  и  воспитании:  отказ  от  функциональных  педагогических  отношений  и  выстраивание  глубинного,  ценностного,  эмоционального  взаимодействия  во  всей  полноте  личной  включенности  в  него  педагога,  способного  вызвать  такую  же  включенность  ребенка;

· принцип  глубинного  общения  и  воспитания:  активизация  собственных  внутренних  усилий  ребенка  по  самоусовершенствованию;  мобилизация  личностных  ресурсов  у  подрастающих  поколений;

· принцип  приоритета  духовной  поддержки  над  коррекцией  поведения  в  воспитании:  требование  преимущественно  полагаться  на  внутреннее  единение  с  ребенком,  на  поддержание  его  духовных  сил,  использовать  возможности  вдохновлять  ребенка,  поднимать  его  веру  в  себя  и  надежду  на  будущее.

Виды  здоровьесберегающих  технологий в  ДОУ:

1. медико-профилактические  технологии;

2. физкультурно-оздоровительные технологии;

3. здоровьесберегающие  образовательные  технологии;

4. технологии  обеспечения  социально-психологического благополучия  ребенка;

5. технологии  здоровьесбережения  и  здоровьеобогащения  педагогов  дошкольного  образования.

 

1. Медико-профилактические  технологии  в дошкольном  образовании  это

технологии, обеспечивающие сохранение  и  приумножение здоровья  детей  под руководством  медицинского  персонала ДОУ  в  соответствии с  медицинскими  требованиями и  нормами,  с использованием  медицинских  средств. К  ним  относятся: организация  мониторинга  здоровья дошкольников  и  разработка рекомендаций  по оптимизации  детского здоровья;  организация  и контроль  питания  детей дошкольного  возраста;  физического развития  дошкольников,  закаливания; организация  профилактических  мероприятий в  детском  саду; организация  контроля  и помощь  в  обеспечении требований  СанПиН;  организация здоровьесберегающей  среды  в  ДОУ.

2. Физкультурно-оздоровительныетехнологии – технологии, направленные  на  физическое развитие  и  укрепление здоровья  ребенка;  развитие физических  качеств,  двигательной активности  и  становление физической  культуры  дошкольников; закаливание;  дыхательная  гимнастика; массаж  и  самомассаж; профилактика  плоскостопия  и формирование  правильной  осанки; оздоровительные  процедуры  в водной  среде  (бассейн) и  на  тренажерах; воспитание  привычки  к повседневной  физической  активности; забота  о  здоровье других.  Реализация  этих технологий,  как  правило, осуществляется  специалистами  по физическому  воспитанию  и воспитателями  ДОУ  в условиях  специально  организованных  форм  оздоровительной  работы. Отдельные  приемы  этих технологий  широко  используются педагогами  дошкольного  образования в  разных  формах организации  педагогического  процесса: на  занятиях  и прогулках,  в  режимные моменты  и  в свободной  деятельности  детей, в  ходе  педагогического  взаимодействия  взрослого с  ребенком.

3. Здоровьесберегающие  образовательные  технологии – это  технологии воспитания  валеологической  культуры или  культуры  здоровья дошкольников. Цель  этих технологий – становление  осознанного отношения  ребенка  к здоровью  и  жизни человека,  накопление  знаний о  здоровье  и развитие  умения  оберегать, поддерживать  и  сохранять его,  обретение  валеологической  компетентности,  позволяющей дошкольнику  самостоятельно  и эффективно  решать  задачи, связанные  с  оказанием элементарной  медицинской,  психологической  помощи. В  дошкольной  педагогике к  наиболее  значимым видам  технологий  относятся технологии личностно-ориентированного воспитания  и  обучения дошкольников.  Ведущий  принцип таких  технологий – учет  личностных особенностей  ребенка,  индивидуальной  логики, его  развития,  учет детских  интересов  и предпочтение  в  содержании и  видах  деятельности в  ходе  воспитания и  обучения.  Построение педагогического  процесса  с ориентацией  на  личность ребенка  закономерным  образом содействует  его  благополучному  существованию,  а значит  здоровью.

4. Технологии  обеспечения социально-психологического благополучия  ребенка –это  технологии,  обеспечивающие  психическое и  социальное  здоровье ребенка  – дошкольника.  Основная задача  этих  технологий – обеспечение  эмоциональной комфортности  и  позитивного психического  самочувствия  ребенка в  процессе  общения со  сверстниками  и взрослыми  в  детском саду,  семье,  обеспечение социально-эмоционального  благополучия дошкольника.  Реализацией  данных технологий  занимается  психолог посредством  специально  организованных  встреч с  детьми,  а также  воспитатель  и специалисты  дошкольного  образования в  текущем  педагогическом  процессе ДОУ.  К  этому виду  технологий  можно отнести  технологии  психологического  и психолого-педагогического  сопровождения  развития ребенка  в  педагогическом  процессе ДОУ.

5. Технологии  здоровьесбережения  и здоровьеобогащения  педагогов  дошкольного образования – технологии, направленные  на  развитие культуры  здоровья  педагогов детского  сада,  в  том  числе культуры  профессионального  здоровья, развитие  потребности  к здоровому  образу  жизни.

Критерии культуры  здоровья  в дошкольном  детстве:

- наличие ценностного  отношения  у ребенка  к  здоровью и  жизни  человека;

- наличие системных  и  устойчивых представлений  о  здоровье и  здоровьесберегающих  правилах поведения,  здоровом  образе жизни; 

- наличие  умений  и навыков  здоровьесберегающей  деятельности;

- проявление элементарной здоровьесберегающей компетентности;

- проявление позиции  субъекта  здоровьесозидания.

Техники сохранения  и  стимулирования  здоровья:

арттерапия, гимнастика (бодрящая,  корригирующая,  ортопедическая,  пальчиковая, дыхательная,  для  глаз), динамические  паузы,  игротренинги и  игротерапия,  логоритмика, психогимнастика,  релаксация,  ритмопластика,  самомассаж, сказкотерапия,  точечный  массаж, технологии  музыкального  воздействия, технологии  воздействия  цветом.

Мониторинг эффективности здоровьесберегающей  работы:

Нормативные:

· Общая  заболеваемость,  в  том  числе  инфекционная,  (снизилась  заболеваемость  в  ДОУ:2011 г. – 10,9; 2012 г. – 4,8;2013 г. – 3,5;  1 кв.2014 г – пропусков  по  болезни  нет);

· Группы  здоровья,  (из  18  детей  у  9 – 2 группа  здоровья:  кариес,  фимоз,  1 косоглазие,  дислалия); 

· Физическое  развитие  детей:  норма,  с  недостаточной  массой  тела,  с  повышенной  массой  тела,  нарушением  осанки,  низким  ростом,  (у  всех  детей  нормальное  физическое  развитие,  только  у  одной  девочки  наблюдается  отставание  в  росте  и  весе  по  возрасту);

· %  часто  болеющих  детей,  (было  2  ребенка,  на  данный  момент  они  не  посещают  детский  сад  –  отказались);

· %  посещаемости,  (за  март  посещаемость – 87 %);

· Физическая  подготовленность  детей  в  ДОУ  (дети  физически  развитые,  с  удовольствием  занимаются  физической  культурой,  утренней  гимнастикой,  физминутки  на  занятиях, …). 

Ненормативные:

· Полнота  реализации  образовательных  программ,

· Эмоциональный  фон,

· %  поступления  детей  в  спортивные  секции.

Педагогический совет на  тему:  «Использование  технологий целенаправленного формирования  ценностного  отношения детей  к  здоровью и  здоровому  образу жизни»

Цель:  Сохранение  и укрепление  здоровья  детей, улучшение  их  двигательного статуса  с  учетом индивидуальных  возможностей  и способностей;  формирование  у родителей,  педагогов,  воспитанников ответственности  в  деле сохранения  собственного  здоровья; систематизация  знаний  об оздоровлении  детей  дошкольного возраста.

«Здоровье –это  состояние  полного физического,  психического  и социального  благополучия».  Попробуйте определить,  на  каких «трех  китах»  держится жизнь  и  здоровье ребенка?  Для  того чтобы  обеспечить  ребенку крепкое  здоровье,  разумеется, важно  многое:  и здоровый  образ  жизни, и  правильное  питание, и  состояние  опорно-двигательного  аппарата и  т.д.  Однако, как  утверждают  в своих  исследованиях 

В.Г. Алямовская,  Ю.Ф.Змановский  главные  «киты», на  которых  держится жизнь  и  здоровье человека,  это  состояние сердечнососудистой, дыхательной  и  иммунной систем  организма.  Основным средством  развития  этих систем  являются  движения.

Благоприятно  на  работу сердечнососудистой  системы оказывают  действия  циклического характера  (одно  и тоже  действие,  позволяющее чередовать  расслабление  и напряжение  мышц  – ходьба,  бег,  плавание, прыжки, езда  на  велосипеде). При  проведении  физкультурного  занятия в  детском  саду 2/3  движений,  составляющих его  структуру,  должны быть  циклического  характера.

Развитиедыхательной  системы, сущность  деятельности  которой заключается  в  усвоении организмом  кислорода  из воздуха,  также  напрямую связано  с  движением. Как  показали  исследования, способность  усваивать  кислород из  воздуха  повышается при  регулярных  физических упражнениях,  но  …  только  на свежем  воздухе!Повышение резервов  дыхательной  системы ребенка  происходит  за счет  регулярной  двигательной активности  на  свежем воздухе.

 Третий  «кит», на  котором  держится здоровье – иммунная  система.  Система иммунобиологической  защиты  достаточно сложная,  но  и она  связана  с движением.  Это  движения особого  рода.  Они происходят  благодаря  деятельности терморегуляционного аппарата.  При  смене температуры  внешней  среды кровь  от  внутренних органов,  то  приливает к  кожным  покровам, то  вновь  поступает к  внутренним  органам. Это  движение  внутри организма,  движение  на клеточном  уровне.  Закаливающее воздействие  на  организм ребенка  оказывают  природные факторы.  Правильно  говорят: «солнце,  воздух  и  вода– наши  лучшие  друзья!» правила  проведения  закаливающих мероприятий:  постепенность,  учет состояния  здоровья  и индивидуальных  особенностей  ребенка, системность,  эмоциональная  и физическая  привлекательность  для ребенка.  Из  всего сказанного  можно  сделать ещё  один  вывод: органичное  сочетание  всех здоровьесберегающих технологий  в  ДОУ способствует совершенствованию  системы  иммунной защиты  ребенка.

Регулярность  физических нагрузок  способствует  нарастанию резервных  мощностей  организма ребенка.

Для  того чтобы  добиться  положительных результатов  в  деле здоровьесбережения  детей,  нужна целенаправленная  комплексная  система физкультурно-оздоровительной деятельности,  как  в детском  саду,  так и  в  семье. А  нам  педагогам-дошкольникам  необходимо:

- уделять  особое  внимание развитию  у  детей движений  циклического  характера (бег,  ходьба,  прыжки и  т.д.);

- максимально  увеличивать  время пребывания  детей  на свежем  воздухе  с обязательной  организацией  двигательной активности;

- рационально  сочетать  физкультурные занятия  с  закаливающими процедурами;

- наращивать  резервные  возможности организма  ребенка  за счет  регулярных  физических упражнений.

(Предлагаю  внести  эти предложения  в  решение нашего  педсовета)

23 марта 2015 в 21:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.