филиал МКДОУ "Крутогорский детский сад" - Рижский детский сад, село Большая Рига
«Здоровье сбережение и здоровье сберегающие технологии, как важнейшее условие педагогического процесса».«Здоровье сбережение и здоровье сберегающие технологии, как важнейшее условие педагогического процесса». Морозова Н.Н., старший воспитатель филиала МКДОУ «Крутогорский детскийсад» - Рижский детский сад. Тема по самообразованию: Внедрение новых форм методической работы, какусловие совершенствования деятельности ДОУ. «Здороье сбережение издоровье сберегающие технологии, как важнейшее условие педагогического процесса».
Человек – совершенство природы.Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто», – говорил мудрый Сократ. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психологическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели в снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровье? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно и всем миром. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Ну, а каков он, по вашему мнению, здоровый ребенок? Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств происходит гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, т.к. он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела. Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, – задача вполне посильная. Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Компоненты здорового образа жизни: * рациональный режим; * систематические физкультурные занятия; * закаливание; * правильное питание; * благоприятная психологическая обстановка в семье – хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга. Использование здоровьесберегающих технологий. Здоровьесбережение: · Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. · Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Основные принципы здоорвьесберегающих технологий: · принцип природосообразности: соответствие педагогического влияния природе ребенка; · принцип социосообразности: создание приемлемых социальных условий для успешного развития и саморазвития ребенка; · принцип амбивалентности: организация педагогического влияния, согласованного с изменчивыми средовыми и внутренними условиями; · принцип любви в обучении и воспитании: отказ от функциональных педагогических отношений и выстраивание глубинного, ценностного, эмоционального взаимодействия во всей полноте личной включенности в него педагога, способного вызвать такую же включенность ребенка; · принцип глубинного общения и воспитания: активизация собственных внутренних усилий ребенка по самоусовершенствованию; мобилизация личностных ресурсов у подрастающих поколений; · принцип приоритета духовной поддержки над коррекцией поведения в воспитании: требование преимущественно полагаться на внутреннее единение с ребенком, на поддержание его духовных сил, использовать возможности вдохновлять ребенка, поднимать его веру в себя и надежду на будущее. Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ: 1. медико-профилактические технологии; 2. физкультурно-оздоровительные технологии; 3. здоровьесберегающие образовательные технологии; 4. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; 5. технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования.
1. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании это технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей дошкольного возраста; физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ. 2. Физкультурно-оздоровительныетехнологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка; развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников; закаливание; дыхательная гимнастика; массаж и самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн) и на тренажерах; воспитание привычки к повседневной физической активности; забота о здоровье других. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком. 3. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики, его развития, учет детских интересов и предпочтение в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. 4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка – дошкольника. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. 5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Критерии культуры здоровья в дошкольном детстве: - наличие ценностного отношения у ребенка к здоровью и жизни человека; - наличие системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах поведения, здоровом образе жизни; - наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности; - проявление элементарной здоровьесберегающей компетентности; - проявление позиции субъекта здоровьесозидания. Техники сохранения и стимулирования здоровья: арттерапия, гимнастика (бодрящая, корригирующая, ортопедическая, пальчиковая, дыхательная, для глаз), динамические паузы, игротренинги и игротерапия, логоритмика, психогимнастика, релаксация, ритмопластика, самомассаж, сказкотерапия, точечный массаж, технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом. Мониторинг эффективности здоровьесберегающей работы: Нормативные: · Общая заболеваемость, в том числе инфекционная, (снизилась заболеваемость в ДОУ:2011 г. – 10,9; 2012 г. – 4,8;2013 г. – 3,5; 1 кв.2014 г – пропусков по болезни нет); · Группы здоровья, (из 18 детей у 9 – 2 группа здоровья: кариес, фимоз, 1 косоглазие, дислалия); · Физическое развитие детей: норма, с недостаточной массой тела, с повышенной массой тела, нарушением осанки, низким ростом, (у всех детей нормальное физическое развитие, только у одной девочки наблюдается отставание в росте и весе по возрасту); · % часто болеющих детей, (было 2 ребенка, на данный момент они не посещают детский сад – отказались); · % посещаемости, (за март посещаемость – 87 %); · Физическая подготовленность детей в ДОУ (дети физически развитые, с удовольствием занимаются физической культурой, утренней гимнастикой, физминутки на занятиях, …). Ненормативные: · Полнота реализации образовательных программ, · Эмоциональный фон, · % поступления детей в спортивные секции. Педагогический совет на тему: «Использование технологий целенаправленного формирования ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни» Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья; систематизация знаний об оздоровлении детей дошкольного возраста. «Здоровье –это состояние полного физического, психического и социального благополучия». Попробуйте определить, на каких «трех китах» держится жизнь и здоровье ребенка? Для того чтобы обеспечить ребенку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д. Однако, как утверждают в своих исследованиях В.Г. Алямовская, Ю.Ф.Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем организма. Основным средством развития этих систем являются движения. Благоприятно на работу сердечнососудистой системы оказывают действия циклического характера (одно и тоже действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц – ходьба, бег, плавание, прыжки, езда на велосипеде). При проведении физкультурного занятия в детском саду 2/3 движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера. Развитиедыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но … только на свежем воздухе!Повышение резервов дыхательной системы ребенка происходит за счет регулярной двигательной активности на свежем воздухе. Третий «кит», на котором держится здоровье – иммунная система. Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов, то приливает к кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Закаливающее воздействие на организм ребенка оказывают природные факторы. Правильно говорят: «солнце, воздух и вода– наши лучшие друзья!» правила проведения закаливающих мероприятий: постепенность, учет состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка, системность, эмоциональная и физическая привлекательность для ребенка. Из всего сказанного можно сделать ещё один вывод: органичное сочетание всех здоровьесберегающих технологий в ДОУ способствует совершенствованию системы иммунной защиты ребенка. Регулярность физических нагрузок способствует нарастанию резервных мощностей организма ребенка. Для того чтобы добиться положительных результатов в деле здоровьесбережения детей, нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-оздоровительной деятельности, как в детском саду, так и в семье. А нам педагогам-дошкольникам необходимо: - уделять особое внимание развитию у детей движений циклического характера (бег, ходьба, прыжки и т.д.); - максимально увеличивать время пребывания детей на свежем воздухе с обязательной организацией двигательной активности; - рационально сочетать физкультурные занятия с закаливающими процедурами; - наращивать резервные возможности организма ребенка за счет регулярных физических упражнений. (Предлагаю внести эти предложения в решение нашего педсовета) 23 марта 2015 в 21:01
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.